burger
Поиск

6. Айар долбуура

15 февраля 2023
6. Айар долбуура

Однажды, а тогда идеи и методы народного целительства были в забвении, их не признавали, с лесосеки привезли тяжелобольного молодого человека. Как хирург, я поставила диагноз. Уже третьи сутки продолжались запущенный гнойный перитонит на почве кишечной непроходимости и септическое состояние. Пациент мог не выдержать транспортировку на самолете. Время полета составляло около 3 часов, да еще предстояли ожидание и доставка до хирургического стола областной больницы. Консультанты из г. Якутска предложили сделать диагностическую операцию — лапаротомию. Больного срочно подготовили. Рекомендованная операция была выполнена поэтапно. У пациента были обнаружены разрыв печени и механическая кишечная непроходимость, обусловленная наличием спаечного процесса. У него имелись спайки после резекции кишечника из-за ножевого ранения во время прохождения службы в армии. Больному провели хирургические операции, предусмотренные при разрыве печени и кишечной непроходимости, под контролем ведущих хирургов санавиации. Он находился в крайне тяжелом состоянии, без сознания, без больших надежд на благополучный исход.

В 6 часов утра тревога: больной умирает! Тут же прибежали родственники, начали ругаться, что надо было отправить в г. Якутск, там спасли бы его. Я проверила пульс. Пульс нитевидный. Фактически наступает смерть. Я попросила всех выйти из палаты, а родственников подготовиться к худшему. Сама осталась у постели умирающего. Родители караулили у дверей палаты. Не хотелось мириться с мыслью, что смерть отнимет еще одну жизнь. Я с внутренней решимостью положила одну свою руку ему на область солнечного сплетения, другую — на пупок, закрыла глаза и застыла, стремясь вернуть его к жизни. Руки мои непроизвольно совершали поглаживающие движения вокруг его пупка и в районе солнечного сплетения. Не помню, сколько времени я так сидела. Вдруг почувствовала, что тело начинает теплеть. Открыла глаза и вижу, как порозовели ногти, губы. Однако не наблюдаю никаких признаков жизни. Пульс такой же нитевидный. Я продолжила делать медленные нежные пассы. Не знаю, сколько времени прошло. Тут заходит медсестра и говорит, что губы порозовели. И тотчас под моей ладонью, находящейся в области солнечного сплетениея, забился пульс! Я продолжала поглаживать в ритме пульса. И — о, чудо! Парень открыл глаза, осмысленно посмотрел на меня и тихо произнес: «О-о, Александра Константиновна, вы, оказывается, здесь. А я заблудился, искал выход...». Я подумала, что у него галлюцинации. «Не мог найти выход», — повторил парень и опять впал в недолгое беспамятство. Кризис миновал, началось выздоровление.

Когда парень мог уже связно разговаривать, вот что я услышала. Оказывается, он не только чувствовал, как я его оперировала, но и видел это. «Неужели это возможно в глубоком наркозе?» — недоумевала я. Парень уверял, что все видел и испытывал ужас. На вопрос: «А где ты был?» — он ответил, что в операционной висит большая лампа (действительно висит). На этой лампе он и сидел. И сверху ему было хорошо видно, как вытащили кишки, промыли их, вернули на прежнее место и зашили разрез. На вопрос: «Как ты вышел из своего тела?» — парень ответил, что когда делали уколы, душа очутилась внутри тоненькой трубки, через которую по мере поступления лекарства выталкивалась из тела. В один миг душа вылетела наружу и устроилась на лампе. Оттуда она все и наблюдала, при этом не могла найти выход из операционного зала. Когда душа вернулась в тело, больной пришел в себя. Со временем он выздоровел, женился, стал отцом. Жизнь его сложилась.

Этот незатейливый рассказ больного совершенно не вписывается в привычные представления о жизни и смерти. Но на самом деле полностью соответствует якутскому мировоззрению о душе как источнике вечной жизни. Душа (кут), как носитель высшего сознания, бессмертна и может существовать вне тела. Она может свободно покинуть тело и возвратиться в него. Поэтому якуты очень бережно относятся ко сну младенцев и спящих людей, чтобы не спугнуть их нежную, чувствительную душу. Душа может путешествовать, выбирать родителей для возвращения в срединный мир. Когда возвращается чья-то душа, то она наследует внешний облик своего предшественника. Тогда говорят: «Ол киһи кута төрөөбүт», то есть душа умершего человека переродилась, новое воплощение души, похожий точь-в-точь.

Впоследствии, когда я ознакомилась с научными исследованиями И.С. Портнягина, школьного учителя Дружининской средней школы, который интересовался фольклором, философией жизни северных саха и защитил докторскую диссертацию об этнопедагогике «кут-сүр» в 1999 году, вспомнила рассказ моего пациента. По мнению Иосифа Семеновича, сочетание «кут-сүр» означает «духовность, нравственность». Дух — это основа жизненной силы, энергии человека. Кут (душа) дает человеку силы. Согласно мифологии якутов растительный и животный мир имеет душу. Человек имеет три души: салгын кут — воздух-душа, буор кут — земля-душа, ийэ кут — умственные способности человека. Сүр — жизненная сила, основа жизни, связанная с состоянием трех душ. В их единстве сильна сүр [Портнягин И.С. Этнопедагогика «кут-сүр» в воспитании и развитии личности ученика якутской школы: Дис. ... д-ра пед. наук. — Якутск, 1999. — 363 с.].

Отец перед смертью говорил, что после его смерти душа покинет тело, оставив лишь внешнюю оболочку. Он мечтал, чтобы его тело уложили в деревянный арангас — долбленое деревянное сооружение, установленное на деревянных столбах. Такой обычай «воздушного» захоронения был забыт после принятия христианства. Поэтому Абыйский старец, не желая быть погребенным под толщей земли, выбрал для себя лед как более легкое по сравнению с грунтом вещество. Притом говорил близким, что не следует беспокоиться о поисках такого места. Умер он в июльскую жару, и льдистое место успокоения, которое никогда не оттаивало, приняло его невесомое тело в толщу вечной мерзлоты. Существует пожелание покойникам: пусть родная земля будет пухом. Вероятно, речь идет о возможности какой-то циркуляции энергетики умершего человека через земную поверхность. А лед в этом отношении является наилучшим выбором.

Издревле наши предки знали, что после смерти человека душа покидает его тело. А по современным исследованиям процесс выхода души из человеческого тела начинается с появления благородного атома ниобия. Он запрограммирован Создателем для сбора вокруг себя всех атомов управления перед смертью человека. При этом получается атомная копия человека, и сформировавшийся из этих атомов шарик после смерти человека выходит под его подбородком. Подбородок человека на Севере относят к самой уязвимой, чувствительной части тела, подлежащей особой защите от холода. В такой защите нуждаются в основном части тела, где находятся пустоты (ойбоны), по-восточному чакры. В старину на Севере мужчины носили меховые шали (моойторук) из беличьих хвостов, которые обвязывали вокруг шеи в холодное время года, защищая подбородок. Эта традиция сохранилась до сих пор. В наши дни старейшины, охотники и оленеводы используют современные хлопчатобумажные платки с меховой прокладкой, которые называются моой баайыыта (моой быата).

При наступлении смерти шарик отлетает от подбородка в течение 10–15 минут. Этот шарик можно назвать душой человека. Многие древние верования и религии представляют душу человека как некий бестелесный эфирный шарик. Его можно назвать биоплазмоидом. Этот биоплазмоид до самых похорон человека летает недалеко от тела. Биоплазмоид нельзя на все сто процентов отождествлять с душой. Шаровое скопление атомов, скорее всего, является пусть и очень важной, но все же только частью большого понятия «душа». Душа остается навечно. Она не исчезает. Очевидно, потому, что записанное в физических ячейках атомного биоплазмоида мгновенно передается во все концы Эфира и остальных мировых сетей. Душа представляется, с одной стороны, крошечным атомарным шариком, а с другой — огромным организмом не меньше Эфира. Душа пользуется всеми информационными возможностями Эфира.

Душа человека, умершего неожиданно или насильственной смертью, может остаться в мире живых и вести неприкаянный образ существования. Об этом свидетельствует множество мифов и легенд у разных народов. В мифологии саха есть понятие «үөр» для обозначения подобного состояния «кут-сүр». Ангелами-хранителями и духами-помощниками могут стать только те души, которые не имеют грехов. Чистота шаманского «кут-сүр» — одно из главных требований бессмертия души ойууна. Такие шаманы могут совершать путешествия без вхождения в транс, всегда готовы к духовным перемещениям без применения различных психотропных средств, сохраняют связь с миром живых, готовые в любой момент прийти на помощь, и контроль в кризисные моменты жизни, даруя успокоение верующему в них сообществу. Умение войти в шаманское состояние сознания без применения вспомогательных средств доказывает исключительную силу северных ойуунов. Известно, что шаманы в других культурах, например, в Америке, Африке, широко используют наркотические средства растительного и животного происхождения для вхождения в трансовое состояние.
Другие новости
Уу-чукучук
Вручена премия «Вместе с «Айар» по итогам 2023 года
РЕСПУБЛИКАНСКИЙ СЕМЕЙНЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ КОНКУРС ИЗДЕЛИЙ